Астраханские татары – это уникальный народ, проживающий на территории Астраханской области, на юге России. Их культура и история тесно связаны с этим регионом, который является одним из главных центров татарской культуры в России.
Несмотря на то, что астраханские татары живут на территории России уже несколько веков, они всегда сохраняли свою национальную и историческую идентичность.
В РФ по переписи населения 2020 года насчитывается 29 астраханских татар. В основном они (13 человек) живут в Астраханской области.
Верующие астраханские татары — мусульмане-сунниты.
Сегодня большинство астраханских татар исповедуют ислам, но, несмотря на это, местные верования не слишком похожи на классические мусульманские представления о мире. Когда процесс исламизации лишь начал постепенное преобразование языческих поверий, традиционная вера татар отошла на второй план, но сумела оставить свои следы в новой религии.
В основном по большей части астраханские татары разговаривают на татарском языке. Наиболее древняя письменность - тюркская рунника. Письменность с 10 в. по 1927 - на основе арабской графики, с 1928 по 1939 - латиница, с 1939 - 40 - кирилица.
Согласно данным переписи населения 2020 года, в РФ татарским языком владеет 3 261 155 человек.
Традиционная национальная одежда астраханских татар включает в себя множество элементов восточной одежды, таких как пышные юбки, жакеты, платки и шали. Традиционно женщины покрывают голову, что символизирует традиционные ценности общины и защиты женщины.
Традиционный костюм астраханских татар дополняли многочисленные, в основном металлические, украшения. По сравнению с поволжско-приуральскими татарами у астраханских татар оригинальны не только отдельные украшения (самобытные височные подвески, шейно-нагрудные украшения и др.), но и традиции использования одних и тех же предметов. Например, кольцевые серьги служили и как украшение для лица (носовые кольца); накосные украшения были принадлежностью исключительно девичьего костюма; матерчатые пояса (ксак) с металлическими накладками использовались и в женских, и в мужских костюмах.
Головной убор девушки включал в себя два платка; концы одного падали свободно назад, у другого завязывались впереди узелком. Замужние женщины прятали волосы под легкую накидку хасине, поверх которой могло накрываться шелковое покрывало. Свадебная накидка носила название бирэзэ. Вторая составная часть головных уборов - шапки, надевающиеся поверх платков и покрывал. У богатых женщин праздничным вариантом головного убора была меховая (из соболя, каракуля) высокая шапка - кундуз, которая одевалась поверх легкой, шелковой накидки хасине.
Астраханские татары носили сапожки (ату) из жёлтого сафьяна, иногда с бархатными голенищами и позументными оторочками. Узорные сапожки казанской работы (ичиги), как и головные уборы казанских татар – бархатные калфаки, более характерны для городского костюма рубежа XIX–XX вв.
Астраханские татары очень ценят татарский фольклор. В нем можно выделить несколько особенностей:
● Разделение существ на обитающих в водной среде и на суше;
● Отождествление пустых домов и мест с местами, где могут водиться злые духи;
● Населенность жилых домов и леса домовыми;
● Вера в существование джиннов.
Есть у татар и драконы. Например, юха считается самым известным из драконов. По преданию, он способен превратиться в красивую девушку с целью влюбить в себя мужчину. Дракон привлекает свою жертву, чтобы высасывать из нее жизненные силы. Другим видом существа-вампира является убыр. Считается, что на него можно наткнуться, заблудившись в лесу. Обыкновенным жилищем убыра является небольшая изба. Сам он принимает обличье старухи, способной нанести болезненный укус. Однако к убыру можно обратиться за помощью, например, с целью найти нечто ценное. Некоторые существа из русского фольклора перекочевали в татарский.
К ним относится шурале, больше всего похожий на лешего. Он является в образе людей. С ним нельзя разговаривать, иначе он может захватить в плен. Шурале можно перехитрить, попросив его вставить палец в расщелину, прорубленную в дереве. Если поставить в нее клин и резко убрать, когда леший вставит в расщелину палец, существо окажется зажатым в ловушке. Татарину же перед такой «игрой» нужно не забыть представиться «былтыром», что дословно переводится как «прошлый год». Когда шурале позовет на помощь, его братья лешие спросят, кто же с ним так поступил. А когда он ответит, ему просто не поверят, ведь никто не может поймать прошлый год.
Джинны у татар воспринимаются вовсе не как добрые духи, исполняющие желания, а как существа опасные и коварные. Они не наносят человеку вред, но способны вызывать у него сомнения в действиях, навеять плохие мысли и толкнуть на совершение дурного поступка. В Коране сказано, что джинны были подобны людям и обращались в ангелов, но им запрещено было проникать в мир небес, где уготовано место лишь людям. Джины не смогли вынести этого, считая себя существами более высокими, чем человек. За это они были сокрушены Богом, однако часть их до сих пор живет среди людей.
Интересные традиции астраханских татар связаны с семейным бытом. Важным событием во все времена считалось рождение ребенка. Женщину, что должна была разрешиться от бремени через несколько дней, ставили в центр комнаты. Вокруг нее начинала кружиться старшая родственница.
Было важно, чтобы одежда женщины, исполняющей обряд, задевала роженицу, слегка обвевая ее. Согласно поверьям, такой «танец» помогал сделать роды легкими и безболезненными.
Во время родов женщинам запрещалось кричать. Первым звуком, огласившим тишину, должен был стать крик ребенка – так добрые духи узнавали о пополнении в семействе.
Когда же крик малыша оглашал весь двор, к повитухе спешил дед ребенка. Он спрашивал, кто родился. Если мальчик – семья устраивала шумный праздник, во время которого дед преподносил подарок новорожденному – тёлку или корову, иногда лошадь.
Если же пополнением семейства становились девочки, над отцом по-доброму посмеивались: «Не огорчайся – свадебного пирога наешься!». Эти слова подразумевают обычай в период сватовства и свадьбы дарить сытные и вкусные пироги всей семье невесты. По традиции самый большой преподносят отцу девушки.
В семейных татарских обычаях немало житейской мудрости. К примеру, малыша до той поры, пока ему исполнится 40 дней, купает родственница, что хорошо умеет это делать. Она обучает молодую мать навыкам и правилам обращения с ребенком.
А через несколько дней после появления на свет астраханские татары проводят ритуал «бишек туй» («праздник колыбели»). В назначенный день семья приглашает муллу. Он читает молитву над люлькой, после чего шепотом на ушко младенцу произносит его имя. Чтобы у ребенка была удачной жизнь, бабушка опускала его в детскую арбу, а потом катала по всей комнате.
Свадебные традиции астраханских татар имеют свою специфику:
Во время свадьбы за невесту назначали выкуп, значительно превосходящий суммы в других этнических группах.
Для проведения свадебного обряда использовали специальную свадебную юрту.
На само свадебное пиршество молодожены в первую очередь ели плов и пироги.
Традиции астраханских татар претерпели значительные изменения вследствие русификации. С середины прошлого века население стало урбанизироваться, что привело к их частичной утрате.
Чтобы оградить себя от зла и искушений, в сумерки и ночное время следует прочесть 36 суру Корана. Кроме этого, астраханские татары носят догу, особенный талисман. Этот оберег представляет собой треугольный мешочек из кожи, куда вшит текст молитвы из Корана.
Чтобы шайтан не похитил душу умершего человека, в могилу к покойному кладут острый металлический предмет (нож, ножницы). Народ считает, что подобные атрибуты пугают демонические силы.
Фольклорные пляски астраханских татар обладают богатой историей и культурой.
Выделяют два вида фольклорных плясок астраханских татар: обрядовые и необрядовые. К обрядовым танцам относятся: свадебные (исполняются на свадьбах), календарные (исполняются на праздниках) и рекрутские. К необрядовым танцам относятся игровые, они разделяются по возрастным группам. Каждый вид можно разделить на три подвида: коллективный, сольный и парный.
Как правило, все обрядовые танцы танцуются с широко раскрытыми руками, особенно в мужских танцах.
В парных танцах между мужчиной и женщиной; стоя лицом к лицу, или обходя ее спереди или сзади, мужчина не мог коснуться женщины, развернув руки в стороны, вытянувшись и подав грудь вперед как в кавказских танцах. А женщина наоборот, не должна смотреть мужчине в глаза, и даже прикрывать лицо кончиком платка или рукой.
Основными музыкальными инструментами у астраханских татар, юртовцев и карагашей являются саратовская гармошка (саз), бубен (кобал), иногда скрипка, в более ранние времена - кобыз, сорнай, сыбызгы, и домбра.
У астраханских татар особо почитаются мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам.
Ураза-байрам - день разговения после священного месяца Рамадан. Его начинают отмечать на закате. Крайне важно в этот день собрать всех друзей и родственников у себя дома и провести день в семейном кругу, даря друг другу подарки и угощая традиционными татарскими блюдами. Праздник отмечается весело и радостно, а также несет в себе надежды на счастливое будущее в следующем году.
Курбан-байрам - дословно переводится как «праздник жертвы». К празднованию мусульмане готовятся заранее и в течение 10 дней соблюдают пост. Дата празднования - десятый день 12-го месяца мусульманского календаря. История события такова, что ангел Джебраил предстал перед пророком Ибрахимом и сказал, что Аллах хочет, чтобы Джебраил принес своего первенца в жертву. Пророк беспрекословно собрался отправиться в Мекку сделать это. Все это было испытание, и ребенок был заменен ягненком, а Ибрахим был отблагодарен за верность. Символизм праздника: подчинение воле Аллаха. В Курбан-байрам с утра все верующие направляются в мечеть, совершают утренний намаз и режут барашка. Одну третью туши оставляют семье, а остальное идет бедным и на угощения для соседей и друзей в равной доле.
Новогодний праздник Навруз у них известен под названием «әмәл»; отмечали его 10 марта по старому стилю, празднуя одновременно и наступление весны. В этот день выходили в поле, совершали намаз, угощались обрядовой кашей, проводили различные состязания (конные скачки, борьба и др.).
Потомки переселенцев-мишарей отмечали весенний праздник «Кызыл йомырка» («Красное яйцо»), приуроченный к первому дню Пасхи, а осенью после сбора и продажи арбузов устраивали праздник под названием «Зыярат бәйрәме» («Кладбищенский праздник»): мужчины приходили на кладбище для коллективной молитвы, затем в деревне устраивались коллективная трапеза, состязания – конные скачки, борьба, стрельба из ружей, бег в мешках и т. п., пели песни, играли на гармони (саз), скрипке (нахра), домбре, били в бубен и плясали; молодежь водила хороводы.
Основу традиционного хозяйства составляли животноводство, бахчеводство и рыболовство. Земледелие играло заметную роль лишь в северных районах Астраханского края, в основном в хозяйствах татар-переселенцев из Среднего Поволжья и Приуралья. Приоритетной культурой являлось просо; посевы пшеницы, ржи, овса были невелики. Практиковался обмолот снопов лошадьми, волами.
В южных уездах края возделывались преимущественно бахчевые культуры (арбузы, дыни), практиковалось лиманное земледелие с естественным орошением, развивались также огородничество, садоводство и виноградарство.
Ведущей отраслью хозяйства астраханских татар являлось животноводство с элементами полукочевого скотоводства: лошади, овцы круглый год находились на подножном корму.
Для населения, живущего в дельте Волги и прикаспийских районах, важное значение имело рыболовство — для одних как временное занятие, для других — как основной промысел. Рыбу и икру в основном сдавали перекупщикам в Астрахани или везли в Ставрополь, где обменивали на зерно, муку.
Традиционное татарское искусство также является отражением истории и культуры народа. Астраханские татары знамениты своими мастерами-ремесленниками, владеющими множеством ремесленных навыков. Среди наиболее популярных видов искусства можно упомянуть художественную вышивку, гончарное дело, резьбу по дереву и металлу, ковку, ковер-шелковую вышивку, каллиграфию и многое другое. Мастерство этих рукодельниц и ремесленников передается в течение десятков лет, и все они стараются сохранить традиции и знания в искусстве.
Поселения (аулы) застраивались по квартально-уличному типу, в основном обширными усадьбами, предназначенными для проживания больших семей (до 20-25 чел.) и содержания большого поголовья скота.
Наиболее архаичными формами жилых построек астраханских татар являются временные жилища типа шалаша (хаша) на бахчах и пастбищах, юрты (тирмә, карач өй, киез өй).
Астраханские татары обходились без амбаров, редко возводили клети, но повсеместно строили летние кухни, сооружали летние очаги (тышкы учак, казанлык), предназначенные для приготовления пищи в котлах. В зимних домах, возведенных из бревен, для обогрева и приготовления пищи использовалась хлебопекарная печь (татар миче), комбинированная с очагом и вмазанным над ним котлом. Основными предметами внутренней обстановки являлись: многофункциональные нары (сәке, тахтамбит), низкие столы (куна), дощатые полки, сундуки. Одновременно утилитарную и декоративную роль выполняли тростниковые циновки (җикән, чаган). шерстяные и войлочные паласы, ковры, занавеси (чаршау) и занавески (фәрлә), пологи (чыбылдых) для обрамления спальных мест, вышитые полотенца др.
Традиционная кухня астраханских татар включает в себя множество блюд, свойственных восточной кухне, таких как лагман, манты, чебуреки, популярным напитком является компот из сухофруктов. Также они привнесли в кулинарию региона свои национальные блюда, такие как чак-чак и беляш.
Основными занятиями астраханских татар было скотоводство, земледелие и рыболовство, что и позволило в итоге создать разнообразную и вкусную кухню. Это также способствовало особым приемам приготовления.
Осетрину, например, вялили, а привычный нам зеленый чай употребляли с солью и маслом, смешивая этот питательный напиток с вареньем. Астраханские татары владеют рецептами приготовления варенья из различных овощей. Это одна из немногих народностей, которая может похвастать вареньем из томатов или грецких орехов.
Самыми же излюбленными блюдами являются пироги с разными начинками. Большое внимание во время приготовления пирогов уделяется тесту. Мастера стараются перенимать рецепты и у других народов, например, у евреев, немцев, калмыков, армян.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.